ПИТОМНИК: ЧИХУАХУА

ГЛАВНАЯ ПРОДАЖА ФОТОГАЛЕРЕЯ СУКИ
ВЫПУСКНИКИ КОНТАКТЫ СТАТЬИ КОБЕЛИ
Обучение щенка
Эта статья поможет Вам воспитать и сделать послушным вашего питомца. Для собачек декоративных пород многие команды не нужны но общий принцеп приучения животного к послушанию одинаков для всех пород собак. Особенно это поможет тем кто хочет заниматься выставочной карьерой, так как собака на выставке должна показать не только свои стати но и показать насколько она выдержана и воспитана.
Обучение щенка начинается с самого раннего возраста. Сначала закрепляются простые навыки - привыкание к кличке, режиму кормления и прогулкам, и т. д. Навык - это определенная последовательность действий собаки, позволяющая ей с высокой вероятностью достигать частичного или полного удовлетворения потребности. Например, если щенок реагирует на кличку, он получает кусочек пищи. Поэтому обучать собаку лучше на пустой желудок. Так проще объяснить собаке, что для получения пищи нужно "работать".
Вообще, воспитание щенка можно условно разделить на три фазы:
1. Происходит до отлучения от матери. Щенок находит свое место в собачьей семье, среди братьев и сестер. Он должен научиться играть, нападать и защищаться, добывать корм. Собака-мать обучает этим основным навыкам. Она также довольно резко определяет, что "нельзя". Поскольку в этом возрасте мать является непререкаемым авторитетом, "нельзя" запоминается очень быстро и надолго. Вы должны стать для своего щенка таким же авторитетом. Поэтому щенка, выросшего без матери, воспитать гораздо сложнее.
2. Когда щенок попадает в свой новый дом (обычно в возрасте 8-12 недель), начинается вторая фаза. Щенок должен научиться законам жизни рядом с человеком: не скулить ночью, привыкнуть к туалету в определенном месте, не воровать пищу со стола хозяина, не грызть мебель и т. д.
3. Третья фаза воспитания очень близка к собственно дрессировке. Когда щенок немного подрос и привык к хозяину, его обучают основным командам: "Фу!", "Ко мне!", "Рядом!" и другим.
Как же на практике научить щенка необходимым навыкам?
Прежде всего, надо внимательно понаблюдать за собакой. У собаки чрезвычайно развита способность к самообучению. То, что часто воспринимается владельцем как разумное действие, на самом деле не что иное, как самообучение. Например, одна сука породы бассет умеет просить еду, стуча лапой по миске для еды, и просить воду, стуча по миске для воды. Кажется, что это осмысленные действия. На самом деле эта собака выдрессировала хозяина, Однажды она стала облизывать пустую поилку, которая, загремев по полу, привлекла внимание хозяина, который налил ей воды. Усвоив этот факт (действие - положительное подкрепление), собака в следующий раз стучала миской громче и настойчивее и быстрее получила желаемое.
Важно поощрять щенка каждый раз, когда он произвел желаемое действие, чтобы закрепить рефлекс. Технику всякой дрессировки можно свести к трем основным этапам:
1. Собаку разными способами заставляют сделать нужное движение.
2. Делают так, чтобы это движение доставляло собаке удовольствие.
3. Одновременно дают нужный сигнал.
Если это удается проделать несколько раз в одной и той же форме, то у собаки вырабатывается соответствующий рефлекс.
Как и в любом другом начинании, важно установить для себя цель воспитания собаки. В первую очередь определите, какими качествами и какими привычками должна обладать ваша собака. Какие желательные привычки имеются или начинают организовываться у данной собаки и какими нежелательными особенностями характера она обладает. Что будет являться поощрением для вашей собаки - лакомство, ласка или что-то другое? Ведь далеко не каждую собаку можно выучить работать "за кусок". Для успешной дрессировки собаку нужно заинтересовать в выполнении упражнений и поддерживать постоянную заинтересованность в работе. Помните об этом, и успех вам обеспечен. Вот еще некоторые особенности щенков, которые отличают их поведение от взрослой собаки. Необходимо помнить, что у щенков нет длительных очагов возбуждения, т. е. того, что мы называем вниманием. В этом возрасте щенок, как и ребенок, ищет все новые и новые впечатления, его внимание не останавливается долго на одном предмете или действии. Вот почему воспитатель должен постоянно предлагать новые впечатления, чтобы поддержать постоянную заинтересованность. Щенок будет выполнять те или иные команды только тогда, когда ему это интересно. Почему у щенка нет стойких очагов возбуждения? Потому, что большинство встречающихся ему, окружающих его раздражителей являются для него новыми, т. е. вызывают ориентировочную реакцию, которая тормозит образование условного рефлекса. Для щенков не следует брать в качестве условных сигналов сильные раздражители. Чем сильнее условные раздражители, тем активнее и длительнее будет проявление ориентировочного рефлекса, тем большее количество сочетаний необходимо для образований связи раздражителя с подкреплением. Сильным раздражителем можно просто испугать щенка.
Лучшим возбудителем заинтересованности является увлекательная игра. Конечно, дрессировка не ограничивается одним лишь принципом игры. Со временем в голосе воспитателя будут звучать приказания, и выполнение станет обязательным, но вначале требуется увлекательная смена впечатлений, необходимая для поддержания постоянной заинтересованности, а следовательно, и естественною стремления к поощрению. Играя,- щенок постигает апортировку, барьер, преследование убегающего и другие приемы, первоначальным раздражителем которых является инстинкт. Растущий щенок, как и ребенок, не может быть предоставлен самому себе, ему нужны игрушки, принадлежащие лично ему. Если хозяин дает щенку апорт, мяч, тряпку и уделяет должное время его воспитанию, нежелательных явлений не последует, так как воспитание будет носить организованный характер: щенок, имея свои игрушки, не станет грызть мебель и другие вещи от ничегонеделания, от скуки и от физиологических потребностей, естественных при росте молодого организма.
Воспитание преследует цель постепенной подготовки организма молодой собаки к последующей дрессировке и работе. Подготовка организма ведется в двух направлениях: физическая подготовка и «психофизиологическое» воспитание. Физическая подготовка развивает крепость костяка, выносливость и способность к обшей физической закалке организма. "Психофизиологическое" воспитание заключается в развитии и укреплении полезных служебных качеств, в установке характера молодой собаки.
Последовательность обучения щенка
Все начинается с установления контакта со шейком, чтобы между вами было взаимопонимание. Для чего, собственно, нужно обучение собаки. Для того, чтобы хозяин мог управлять собакой и жить с пей в мире и согласии. Щенка нужно обучать постепенно и не торопиться требовать от него четкого выполнения многих команд. Обучение должно идти от простого к сложному.
Для обучения вам потребуются поводок и ошейник (обычный или рывковый), Эти принадлежности должны использоваться ежедневно, тогда щенок привыкнет к ним. Чтобы выработать начальные навыки послушания, со щенками нужно заниматься по 15 минут в день, не дольше. Некоторые щенки могут выдерживать только короткие уроки. Для таких щенков нужно проводить 5-минутные занятия 3 раза вдень. У щенка не сразу образуются все условные рефлексы, воспитанные на явлениях окружающей среды. Вначале идут группы рефлексов, так иди иначе связанных с пищей, ибо пища в первое время является главным стимулом. Однако, начиная работать с собакой, нужно выяснить, что будет для нее лакомством (это касается не всеядных собак, а собак с плохим аппетитом).
Приблизительно с 3-месячного возраста щенка знакомят с «факторами отвлечения» во время регулярных прогулок среди людей, животных, по улицам в толпе, словом, всюду, где можно получать сильные и «новые впечатления». Ввод отвлечений должен идти в последовательно от более слабого к более сильному, сюда же относится приучение к выстрелам. Всякое новое явление внешнего мира действует на щенка отвлекающе или запугивающе. Поэтому необходимо систематическое ознакомление щенка с этими явлениями.
В возрасте 4 месяцев можно приучать щенка к барьеру (до 1 м), ни в коем случае не принуждая его. Иначе щенок будет бояться препятствия. Можно делать пробы на чутье путем поиска спрятанных костей, спрятавшегося хозяина и т. д. В этом же возрасте необходимо начать воспитание заинтересованности к процессу апортировки. С 5-месячного возраста для служебных собак можно начинать первоначальные упражнения по охране вещей, преследованию и задержанию, чтобы усилить злобу, недоверчивость к чужим и хватку. В этих видах упражнений особенно важно воспитать у собаки уверенность в победе путем искусственно создаваемых положений. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно). В период 5-6 месяцев начинается смена зубов - в этот период нужно осторожно подходить к развитию хватки.
Нужно учитывать, что постоянное торможение "желаний" у щенка делает его нервным. Поэтому при вводе дисциплинирующих начал нельзя перегибать палку - переход от игры к принудительным воздействиям следует произвести незаметно. В этот период особенно нужно "стремиться наглядно показать контрастные понятия "можно" и "нельзя", т.е. поощрения и запрещения, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе. Для собак неслужебных пород весь период обучения можно разделить на два этапа: с трех до шести и после шести месяцев. В этом разделе мы рассмотрим первый этап, который, в принципе, одинаков для всех собак.
Самые главные команды.
Самые основные команды должны знать абсолютно все собаки - от дога до чихуахуа. Без этого собака не может находиться в человеческом обществе. К самым главным относятся и команды, безоговорочное выполнение которых может однажды спасти собаке жизнь.
За рубежом среди выставочных собак абсолютно всех пород проводят конкурсы на звание "собака-компаньон". Для участия в этом конкурсе собака должна знать определенный набор команд. Это оговаривается в правилах. Вы можете сами определить, какие команды следует знать вашей собаке. Не говоря о том, что каждая собака должна знать свое имя, режим кормления и прогулок, можно предложить следующий список команд (из книги Дж. Палмер "Дрессировка вашей собаки"):
"Ко мне!" (так подзывают собаку к себе);
"Сидеть!" (собака должна сесть);
"Лежать!" (собака должна лечь);
"Рядом!" (собака должна идти рядом с хозяином, слева от него);
"Гуляй!" (этой командой отпускают собаку побегать);
"Стоять!" (собака должна встать или остановиться, если она двигалась);
"Место!" (собака должна оставаться на указанном месте).
Приучение к имени
Собака, как и человек, не может быть "безымянной". Двухмесячный щенок привыкает к кличке примерно за неделю. Предлагая щенку корм, играя с ним или лаская его, позовите его по имени. Щенок быстро свяжет с этим словом приятные эмоции. На самом деле, трудно определить, "ассоциирует" ли щенок себя с именем (как человек) или имя - только раздражитель условного рефлекса?
По крайней мере, первую неделю пребывания щенка в доме, не зовите его по имени, чтобы отругать. Никогда не запрещайте собаке что-либо, произнося ее кличку повелительным тоном. Кличка собаки должна использоваться только для привлечения ее внимания.
Режим кормления.
Приучить маленького щенка к режиму кормления гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Каждый раз кормление позволит вам без напряжения, исподволь приучать щенка к командам. Щенок быстро поймет, что постукивание мисочки по полу - приятный сигнал, который связан с получением пищи. Этот сигнал можно сопровождать произнесением имени щенка. Малыш за считанные дни научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой "Ко мне!", которой собака должна немедленно повиноваться. Ваши первые призывы лучше произносить высоким голосом, так как собака-мать тонким повизгиванием собирает щенков. Режим кормления устанавливается индивидуально для каждого щенка. В общих рекомендациях сказано, что трехмесячный щенок 'должен питаться 5-6 раз в день. Но у вашего щенка может быть плохой аппетит, не связанный с заболеванием, а определяемый теми же особенностями физиологии и характера, благодаря которым один человек - обжора, а другому достаточно небольшого количества еды. Если ваш щенок весел и здоров, но хочет кушать только 4 раза в день, а не 6 - это нормально. Если вы будете насильно пичкать щенка, то процесс кормления из положительной эмоции превратится в отрицательную.
В этот самый ранний период воспитания вы можете научить щенка сидеть, когда он ждет еду, Покажите ему миску с едой, но не давайте, приговаривая "Сидеть!" (или называя его кличку), и одновременно мягко и настойчиво нажимайте рукой на поясницу, чтобы он сел. Как только это произойдет, поставьте перед ним миску. Этот рефлекс закрепляется довольно быстро. Щенок очень восприимчив к простым командам, повторяемым постоянно и настойчиво. Однако не требуйте сразу много: поначалу вы добьетесь только символического движения, обозначающего попытку сесть, большего не надо.
Но, вырабатывая у маленького щенка рефлекторную реакцию на команды "Ко мне!" и "Сидеть!", вы в будущем избавите себя от многих хлопот. Щенок научится связывать ваш голос с таким приятным событием, как кормление, и вы начнете приобретать власть над щенком, абсолютно незаметно для него.
Приучение к туалету
Большинство щенков чистоплотны от рождения. Пока щенки слепые и глухие, они оправляются в логове, и мать убирает за ними. Как только щенки начинают самостоятельно передвигаться, они перестают пачкать в гнезде. Это свойство врожденной чистоплотности используется при приучении к туалету. Поэтому щенка можно на ночь (или на время, когда вы не можете за ним следить) оставлять в коробке или ящике. Так он приучится терпеть и проситься. Если есть возможность, выносите щенка на улицу примерно каждый час. Его физиология в возрасте 2 - 4 месяцев такова, что он еще не может "терпеть" до определенного времени прогулки. Если нет возможности выносить щенка из квартиры, устройте ему определенное место для туалета. Положите туда тряпочку, пахнущую мочой (газеты лучше не подкладывать, так как многие щенки просто рвут их на кусочки и не воспринимают как туалет), и относите туда щенка после каждого кормления, сна и т. д. Похвалите за "правильную" лужу. Если щенок выбрал другое место для туалета, которое вас не устраивает, и упорно продолжает ходить туда, перенесите в это место миску с едой. Достаточно обычно одного кормления, чтобы отучить "преступника". Начинать ругать за лужи можно не раньше, чем щенок освоится с местом для туалета. Помните, что ругать можно только застигнув на месте преступления. Если вы отвлеклись, и щенок сделал лужу в неположенном месте, не кричите. Просто уберите за ним и забудьте об этом. Если набраться терпения, за две-три недели можно приучить шейка к туалету. Это займет больше времени, если целый день никого нет дома, и щенок будет вынужден делать лужи там, где нельзя.
Приучение к поводку и ошейнику.
Для маленькою щенка больше всего подходит мягкий ошейник, легкий и плотно прилегающий. Для начала можете просто завязать ленточку на шее щенка. Первый раз наденьте ошейник перед кормлением или перед другой приятной процедурой. Отвлекшись, щенок поначалу не обратит внимания на ошейник и быстрее привыкнет к нему. В период привыкания щенок может постоянно ходить в ошейнике. Не снимайте ошейник по первому "требованию" щенка, лучше отвлеките его игрой. Если ошейник вызывает слишком бурный протест или даже истерику у очень нервной собаки - снимите и отложите приучение к ошейнику до лучших времен. Когда придет время выходить на прогулку, пристегните к ошейнику поводок. Для щенка не подходит тяжелая цепь, которая "согнет* щенка своей тяжестью. Возьмите кожаный или нейлоновый поводок с легким карабином, чтобы щенку было удобно. Первое время не тяните и не дергайте за поводок - пусть он свисает свободно, а щенок следует за вами (или вы за ним) добровольно. Не стоит разрешать щенку особенно увлекаться игрой с поводком. Щенок должен понять, что поводок ограничивает его движения и на поводке он не может вести себя бесконтрольно. Специальный ошейник - парфорс ("строгий" ошейник с шипами) начинают надевать во время обучения командам и только по необходимости. Если собака прекрасно слушается, в таком ошейнике нет нужды. Но "строгий" ошейник может быть незаменим при отработке команды "Рядом!".
"Ко мне!"
Идеальное время дня обучения подхода к владельцу - 7-16 недель. В этот период шейки нуждаются в присутствии "членов стаи" и могут быстро освоить эту команду. Желательно успеть сформировать поведение собаки до наступления у нее "стадии независимости" (своеобразный собачий "переходный возраст"), которая длится примерно от 4 месяцев до 1 года
Окликните щенка по имени и произнесите (с доброй интонацией) команду "Ко мне!". Когда щенок подошел, похвалите его, дайте лакомство. Если щенок слишком занят игрой и не реагирует на команду, позовите его, а затем присядьте или отбегите от него. Это привлечет внимание щенка, и он подойдет к вам. Не забудьте сразу же его поощрить. Ни в коем случае нельзя звать собаку с угрожающей интонацией (вы сами подошли бы на такой зов?). Если хотите быстро подозвать щенка, не бегите к нему, а бегите от него. Увидев, что хозяин уходит, собака тотчас примчится. В такой дрессировке есть элемент игры, что приятно и интересно щенку. Хвалите собаку сразу же, как только она направится к вам. Хвалите и ласкайте щенка, чтобы он думал, что это Лучшее событие в его жизни. Если собака не реагирует на команду "Ко мне!" и не желает получить поощрение, возьмите длинный поводок. Собака может свободно двигаться, но вместе с тем вы в любой момент можете позвать ее, подтягивая за поводок и произнося команду. Даже самая тупая собака поймет, что от нее хотят. Когда собака усвоит, что упорствовать бесполезно, необходимость в длинном поводке отпадет.
Имейте в виду, что щенок быстро устает от обучения. Не повторяйте первые немногочисленные команды больше, чем три-четыре раза подряд, давайте щенку отдых. В самом начале легко совершить ошибку, которая может оказаться роковой. Если вы заставите щенка бояться занятий, вам, скорее всего, не удастся его больше ничему научить. "Каждое занятие на ранней ступени дрессировки должно быть праздником и для вас, и для щенка. Очень важно хвалить его за каждое правильно выполненное действие: незакрепленный рефлекс очень быстро пропадает (тормозится). Очень важно поначалу воздерживаться от любых наказаний. Малелький щенок не сможет правильно понять наказание, скорее всего, он вообще не поймет, за что его наказывают, а приобретет стойкое отвращение к урокам. Взрослую собаку обучают не просто подходить, а по команде подойти, обойти дрессировщика сзади и сесть у его левой ноги. Этот навык отрабатывается также, только собаку не просто подтягивают поводком к себе, а каждый раз обводят ее сзади себя и усаживают у левой ноги. Такие требования к выполнению команды "Ко мне!" существуют в общем курсе дрессировки.
"Фу!" Это "запретительная" команда, которая требует обязательного исполнения. "Фу!" не должно поощряться, так как другие команды; скорее, исполнение команды позволит собаке избежать неприятных ощущений. Команда "Фу!" должна произноситься низким голосом, напоминающим рычание. При повторном произнесении команды интонация должна стать более угрожающей.
Когда щенок совсем маленький, нежелательное действие нужно прекращать мягко, но настойчиво. Скажем, двухмесячный щенок грызет ножку стола. Произнесите команду и перенесите щенка в другое место, например, на его коврик, но не на диван! Это уже будет поощрение. Если щенок упорствует, отвлеките его резким неприятным звуком (например, погремушкой) и также произнесите команду. Когда щенок подрастет, для прекращения нежелательного действия можно будет применять более серьезные наказания: рывок поводка, шлепок и т.д.
При запрещении очень важно использовать нужный момент времени. Окрик "Фу!" должен прозвучать точно в тот момент, когда собака делает что-то непозволительное, и ни секундой позже.
При воспитании щенка вам понадобится огромное терпение и сдержанность эмоций. Если вы раздражены, у вас плохое настроение или просто лопнуло терпение - повремените с дрессировкой. Собака чувствует ваше настроение и ведет себя соответственно. Не срывайте плохое настроение на собаке, по крайней мере, в начале воспитания.
Команда "Нельзя!" отличается от "Фу!" только названием: произносится быстрее и легче. Какую именно команду вы выберете для запрещения - ваше личное дело. Взрослая собака будет понимать и "Фу!", и "Нельзя!", и "Хватит!", и другие запрещающие слова.
"Тихо!" Это команда, похожая на команду "Фу!", она необходима для отучения от громкого, беспричинного лая. Даже если собака лает "по делу", например, реагирует на звонок в дверь, лай в какой-то момент нужно прекратить. Принцип обучения здесь такой: лающую отвлекают каким-либо образом, подают команду "Тихо! и поощряют, когда собака прекратила лаять.
Здесь тоже очень важен момент поощрения: собака должна четко связать поощрение с прекращением лая, и при этом попять, что желаемого она добивается не лаем, а наоборот. Иначе можно совершить такую ошибку: собака что-то требует лаем, и вы поощряете ее в момент прекращения лая. У собаки устанавливается связь "лай - поощрение", и в следующий раз она будет лаять громче и настойчивее. Для того чтобы собака связала поощрение именно с прекращением лая, сделайте паузу: собака прекратила лаять, подождите немного и, если лай не повторяется, поощрите. Для обучения этой команде от вас потребуется масса терпения, но зато моментальное ее выполнение собакой будет очень удобно. Не нужно отучать собаку лаять вообще. Любую собаку, даже самую маленькую, хвалите за проявление сторожевого инстинкта. Но "сторожить" можно не так громко: слегка зажмите морду собаки, приговаривая "Тихо, тихо", приучая подавать тревожный сигнал только рычанием.
"Место!" Место щенка должно быть определено сразу после того, как он попал в ваш дом. Место собаки - ее "неприступная крепость". Щенка никогда нельзя насильно вытаскивать с его места. Даже для наказания собака должна выйти с места добровольно. Особенно важно объяснить это вашим детям: собаку, которая ушла на свое место, нельзя трогать. Собака, у которой нет такого "укромного уголка", будет нервной и трусливой. В начале обучения собака по требованию должна отправляться на свое место. Сначала щенка относят туда, приговаривая: "Место!" и поглаживая. Когда собака самостоятельно отправляется на место, ее поощряют.
Когда "отправление на место" отработано, приступают к обучению выдержке: собака должна оставаться на месте до тех пор, пока ей не дадут разрешающую команду.
Посадите щенка на место и дайте команду. Чтобы он не смог уйти, если не захочет выполнить команду, наденьте на него обычный или рывковый ошейник и поводок. Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на место и начните все сначала. Здесь очень важно не переутомить щенка. Сначала добейтесь, чтобы он сидел на месте хотя бы несколько секунд, поощрите его за это, постепенно увеличивая время "сидения" на месте. Этот навык очень понадобится щенку на дрессировочной площадке, когда нужно будет отрабатывать выдержку. Это удобно и дома: если собака мешает, ее отправляют на место, и она остается там столько, сколько это нужно хозяину.
"Покажи зубы!" Эта команда совершенно необходима для любых собак, особенно для выставочных. Приучать щенка к показу зубов нужно с 2 - 3 месяцев. По команде "Покажи зубы!" (которая дается в приказной интонации), хозяин кладет правую руку ладонью под мордой щенка, а левую - сверху морды. Повторив команду еще раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы щенка и осматривает зубы. Если щенок не сопротивляется, его хвалят и дают лакомство. Если щенок пытается вырваться или, что еще хуже, огрызается, его удерживают силой или наказывают, а, добившись правильного показа зубов, хвалят. Осмотр зубов проводят ежедневно, тогда щенок быстро привыкнет к процедуре и не будет возражать, когда нужно будет показать зубы на выставке или дрессировочной площадке.
Дополнительные необходимые команды. Это команды, которые не входят в общий курс дрессировки, но обучение, которое полезно для любых собак. Каждый владелец сам определит такие необходимые команды. Вот несколько примеров. Команда "Машина!" звучит, когда вы с собакой подходите к автомобильной дороге. Собака должна остановиться и ждать ваших указании. В принципе, это то же, что и команда "Стоять!". Можно приучить собаку остановиться и посмотреть по сторонам или отойти подальше от дороги. Есть собаки, которые не боятся машин, провожают их лаем, кидаются под колеса или просто не уступают машине дорогу. Это опасно для жизни собаки. Лучше, если собака боится машин, тогда она вряд ли попадет под колеса. Можно научить бояться машин или, по крайней мере, осторожно к ним относиться. Если собака любит преследовать машину, в момент совершения этого действия собаку останавливают рывком поводка, ударом, можно бросить в собаку какой--то предмет и т. д. Очень удобен ошейник с электрошоком, который управляется на расстоянии: собака вроде бы свободна, хозяина рядом нет, но в момент совершения неправильного действия собака получает довольно чувствительный удар. Когда вы обучаете собаку прекращению неправильного действия, очень легко сделать ошибку и не вовремя дать поощрение. Собака может решить, что ее поощряют именно за действие. Поэтому начинающему воспитателю лучше пользоваться отрицательным подкреплением (или наказанием).
Собака должна уметь правильно вести себя на поводке. Нередко собака на прогулке сама запутывается в поводке и запутывает в нем хозяина. Чтобы избежать этого, собаку обучают командам "Рядом!", "Вперед!" и т.д. Кроме этих команд, удобно научить собаку командам "Обойди!" и "Ногу!"- "Обойди!" значит обойти препятствие, например, дерево, чтобы не запутаться поводком. По этой команде собака возвращается назад по направлению поводка и обходит препятствие. Приучить к этой команде несложно: когда собака, гуляя на длинном поводке, зашла за дерево, потяните за поводок и скомандуйте "Обойди!". Когда собака обошла препятствие и "распуталась* из поводка, похвалите ее. Через некоторое время собака усвоит, что от нее требуется, и будет делать это сама, не дожидаясь команды. Команда "Ногу!" подается собаке, когда поводок запутался у нее между лап. Освободите запутавшуюся лапу, приговаривая: "Ногу, ногу!". Со временем будет достаточно слегка подергать поводком, чтобы собака освободила запутавшуюся лапу.
Обучение плаванию заключается в приучении к воде, так как все собаки умеют плавать от рождения. Многие собаки добровольно и с удовольствием идут в воду, некоторые боятся воды и очень немногие ненавидят воду. Приучайте щенка сначала подойти к воде, потом смочить лапки, постепенно заводите его все глубже. Здесь очень важен пример: щенок, который сам не хочет идти в воду, с удовольствием последует за вами или за другой собакой. Если щенок пугается, оставьте его и начните урок опять чуть позже. Другие необходимые команды, такие, как "Домой!", "Спать!", "Кушать!", "Дай мячик!" и так далее, выучиваются также, методом поощрения и наказания.
Статья взята на сайте Кот и Пес